Аннотации:
В произведениях классика казахской литературы Абая Кунанбайулы значительное
место занимают его философские размышления о смысле жизни человека. Он рассматривает эту
проблему в контексте социальных и нравственных отношений, сложившихся в казахском обществе
во второй половине ХІХ и начале ХХ вв., и подвергает беспощадной критике духовный облик своих
современников. Великий мыслитель, этическое учение которого основывалось на фундаментальных
постулатах исламского мировоззрения, судит о вечных ценностях человечества в контексте
экзистенциальной дихотомии и таких понятий как Временной Мир – дунья (араб. نياُْد (и Будущая
Жизнь – ахират (араб. اآلخرة(. Абай, будучи блестящим знатоком Корана, хадисов и трудов
мусульманских богословов, органически вплетал глубокие толкования и сокровенные мысли в ткань
своих стихотворений и «Слов назиданий». Прежде многие ученые допускали методологическую
ошибку при анализе многозначительного выражения «две стороны» («екі жақ») из исповедального
произведения – «Восьмистиший» поэта, без долгих раздумий вкладывая в его содержание
культурную парадигму «Запад и Восток», хотя в нем заложена совсем другая смысловая нагрузка. На
самом деле, Абай обрисовал психологический портрет (характер) человека, который не совершая
благих деяний в мирской жизни и не прилагая усилий, чтобы заслужить милость Аллаха в Судный
День, находится «между двух огней» и обречен на страдания. Гуманистический идеал Абая – это
«совершенный человек» («tolyq adam»), стремящийся к внутреннему единству с Богом через
развитие в себе триады «разум – сердце – воля». В пост-Абайский период казахской литературы идеи
и мотивы, связанные с концептами дунья и ахират нашли дальнейшее художественное воплощение в
произведениях таких поэтов как Ш.Кудайбердиулы, М.Дулатулы, С.Торайгырулы, М.Жумабайулы и
др.