Аннотации:
Процессы политической трансформации современного общества и
социально-экономические перипетии и кризисы оказали значительное влияние на
изменение религиозности эпохи постмодерна. На смену секулярным тенденциям и
исследованиям приходит теория постсекуляризма, основанная не только на оценке
значения религии, но и на поиске критериев исследования изменения содержания
религиозного сознания.
В статье представлен обзор и оценка основных положений классической теории
секуляризма, которые, по мнению авторов, являются основанием разработки подходов
к пониманию процессов трансформации религии под влиянием виртуализации
религии. Для современных обществ характерно существенное изменение структуры
индивидуального религиозного сознания, которое становится сегментарным,
плюралистичным и синкретичным, сочетая в себе элементы религиозных
верований, научных представлений, обыденного и мифологического сознания и многого
другого. Однозначные формы религиозной идентичности встречаются, по мнению
исследователей, уже достаточно редко, особенно в западных общества. Сочетание
элементов традиционных религий, современной мифологии, мистицизма обеспечивает
в первую очередь разнообразные социальные потребности «пользователя». В статье
раскрываются вопросы о специфике постсекуляризма в контексте расширяющихся
возможностей современной информационной среды и тенденциях изменения религии
как социального института. Данные вопросы в целом приводят к постановке вопроса
о так называемых «non-religion studies» как исследовательских областей, которые
стремятся выйти за пределы концептуальной бинарности религии и не-религии (nonreligion), чтобы отобразить новые формы религиозного сознания.