Показать сокращенную информацию
dc.contributor.author | Chernyavskaya, Valeria E. | |
dc.contributor.author | Zharkynbekova, Sholpan K. | |
dc.date.accessioned | 2024-10-28T07:41:22Z | |
dc.date.available | 2024-10-28T07:41:22Z | |
dc.date.issued | 2019 | |
dc.identifier.issn | 25419358 | |
dc.identifier.other | DOI 10.21638/spbu09.2019.210 | |
dc.identifier.uri | http://rep.enu.kz/handle/enu/18389 | |
dc.description.abstract | Статья представляет результаты дискурсивного анализа новых функций и новой идентичности национального университетa, которые складываются вследствие социальнополитических и экономических трансформаций в обществе и меняющихся организационных моделей национальной высшей школы. Меняющиеся модели университета и университетской идентичности анализируются с опорой на современную ситуацию в России и Казахстане. Позиционирование современного университета в обществе отражает определенную социальную практику и интересы социальной группы, формирующей эту практику. Университет не только пассивно отражает существующую практику, но и способен активно участвовать в ее конструировании. Университет находится, таким образом, в точке пересечения процессов формирования и функционирования идентичностей и идеологий, и потому университетская идентичность оказывает воздействующий, социально конструктивный эффект. Подход к образованию и науке как к активной деятельности в социокультурном пространстве задает основной фокус анализа. Методологически анализ отражает общую тенденцию к социальному конструктивизму и дискурсивному измерению современных объяснительных концепций, работающих с языком и речевыми структурами. Объектом изучения является не отдельная речевая структура, но социокультурная практика. Анализ также соответствует современной тенденции в изучении идентичности не как зафиксированной неизменной сущности, но как процесса конструирования идентичности. Анализ осуществлен на материале текстов миссий ведущих российских и казахстанских университетов. Обосновывается главный принцип дискурсивного анализа, а именно контекстуализация, т. е. выдвижение в центр анализа речевого высказывания, его включенность в социальное взаимодействие. Показываются объяснительные возможности корпусного инструментария в дискурсивном анализе. В результате анализ ключевых Статья представляет результаты дискурсивного анализа новых функций и новой идентичности национального университетa, которые складываются вследствие социальнополитических и экономических трансформаций в обществе и меняющихся организационных моделей национальной высшей школы. Меняющиеся модели университета и университетской идентичности анализируются с опорой на современную ситуацию в России и Казахстане. Позиционирование современного университета в обществе отражает определенную социальную практику и интересы социальной группы, формирующей эту практику. Университет не только пассивно отражает существующую практику, но и способен активно участвовать в ее конструировании. Университет находится, таким образом, в точке пересечения процессов формирования и функционирования идентичностей и идеологий, и потому университетская идентичность оказывает воздействующий, социально конструктивный эффект. Подход к образованию и науке как к активной деятельности в социокультурном пространстве задает основной фокус анализа. Методологически анализ отражает общую тенденцию к социальному конструктивизму и дискурсивному измерению современных объяснительных концепций, работающих с языком и речевыми структурами. Объектом изучения является не отдельная речевая структура, но социокультурная практика. Анализ также соответствует современной тенденции в изучении идентичности не как зафиксированной неизменной сущности, но как процесса конструирования идентичности. Анализ осуществлен на материале текстов миссий ведущих российских и казахстанских университетов. Обосновывается главный принцип дискурсивного анализа, а именно контекстуализация, т. е. выдвижение в центр анализа речевого высказывания, его включенность в социальное взаимодействие. Показываются объяснительные возможности корпусного инструментария в дискурсивном анализе. В результате анализ ключевых Статья представляет результаты дискурсивного анализа новых функций и новой идентичности национального университетa, которые складываются вследствие социальнополитических и экономических трансформаций в обществе и меняющихся организационных моделей национальной высшей школы. Меняющиеся модели университета и университетской идентичности анализируются с опорой на современную ситуацию в России и Казахстане. Позиционирование современного университета в обществе отражает определенную социальную практику и интересы социальной группы, формирующей эту практику. Университет не только пассивно отражает существующую практику, но и способен активно участвовать в ее конструировании. Университет находится, таким образом, в точке пересечения процессов формирования и функционирования идентичностей и идеологий, и потому университетская идентичность оказывает воздействующий, социально конструктивный эффект. Подход к образованию и науке как к активной деятельности в социокультурном пространстве задает основной фокус анализа. Методологически анализ отражает общую тенденцию к социальному конструктивизму и дискурсивному измерению современных объяснительных концепций, работающих с языком и речевыми структурами. Объектом изучения является не отдельная речевая структура, но социокультурная практика. Анализ также соответствует современной тенденции в изучении идентичности не как зафиксированной неизменной сущности, но как процесса конструирования идентичности. Анализ осуществлен на материале текстов миссий ведущих российских и казахстанских университетов. Обосновывается главный принцип дискурсивного анализа, а именно контекстуализация, т. е. выдвижение в центр анализа речевого высказывания, его включенность в социальное взаимодействие. Показываются объяснительные возможности корпусного инструментария в дискурсивном анализе. В результате анализ ключевых Статья представляет результаты дискурсивного анализа новых функций и новой идентичности национального университетa, которые складываются вследствие социальнополитических и экономических трансформаций в обществе и меняющихся организационных моделей национальной высшей школы. Меняющиеся модели университета и университетской идентичности анализируются с опорой на современную ситуацию в России и Казахстане. Позиционирование современного университета в обществе отражает определенную социальную практику и интересы социальной группы, формирующей эту практику. Университет не только пассивно отражает существующую практику, но и способен активно участвовать в ее конструировании. Университет находится, таким образом, в точке пересечения процессов формирования и функционирования идентичностей и идеологий, и потому университетская идентичность оказывает воздействующий, социально конструктивный эффект. Подход к образованию и науке как к активной деятельности в социокультурном пространстве задает основной фокус анализа. Методологически анализ отражает общую тенденцию к социальному конструктивизму и дискурсивному измерению современных объяснительных концепций, работающих с языком и речевыми структурами. Объектом изучения является не отдельная речевая структура, но социокультурная практика. Анализ также соответствует современной тенденции в изучении идентичности не как зафиксированной неизменной сущности, но как процесса конструирования идентичности. Анализ осуществлен на материале текстов миссий ведущих российских и казахстанских университетов. Обосновывается главный принцип дискурсивного анализа, а именно контекстуализация, т. е. выдвижение в центр анализа речевого высказывания, его включенность в социальное взаимодействие. Показываются объяснительные возможности корпусного инструментария в дискурсивном анализе. В результате анализ ключевых слов миссий университета и их контекстного употребления позволил сделать вывод о доминирующих ценностях и идеологических приоритетах, стоящих за использованием языка в текстах миссий. | ru |
dc.language.iso | other | ru |
dc.publisher | Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta, Yazyk i Literatura | ru |
dc.relation.ispartofseries | Том 16, Выпуск 2, Страницы 304 - 319; | |
dc.subject | дискурсивный анализ | ru |
dc.subject | количественные методы исследования языка | ru |
dc.subject | идентичность | ru |
dc.subject | миссия университета | ru |
dc.title | Linguistic and social construction of national university identity: Kazakh and Russian Universities' mission statements | ru |
dc.title.alternative | Языковое и социальное конструирование идентичности национального университета: на материале миссий российских и казахстанских университетов | ru |
dc.type | Article | ru |