dc.description.abstract |
Общественное сознание часто тиражирует устоявшиеся
представления о том, что такое публичное пространство, наделяя их привычными
характеристиками и особенностями, вытекающими из их открытости или
закрытости для интеракций индивидов или коммуникаций сообществ. В то же
время, как показывают различные процессы и изменения в культуре и
повседневности, публичные пространства, нарушая наши привычные
представления о них, требуют своего переосмысления, как бы настойчиво
предлагая нам все новые и неожиданные сценарии собственных трансформаций
и гибридизаций. Особенно интересно это проследить на примерах изменений в
городской жизни, где наиболее высока, на наш взгляд, вероятность пересечения
различных практик, влияющих на конструирование дискурса о новых публичных
пространствах.
В статье на основе статистических данных с 1990 по 2021 годы, а также полевых
данных, собранных в период с декабря 2021 года и март 2022 года, дано некоторое
переосмысление роли и места мечети в казахстанском обществе, в дискурсах об
общественном пространстве. Основной фокус направлен на то, чтобы проследить,
как происходит выход культурной памяти за границы музеев, как происходит
музеефикация казахстанских мечетей и шире публичного пространства.
Авторами фиксируется новая тенденция на открытость религиозного
пространства в Казахстане, когда мечети выполняют не только привычные
культовые ритуалы и церемонии, но становятся новым публичным
пространством, местом соучастия государства, религиозных и культурных
институций. В качестве отдельных кейсов проанализированы коллаборации
представителей различных местных сообществ, направленных на расширение
функций мечетей, в том числе использованию ее для более широкой социальной
коммуникации, трансляции религиозных ценностей и нарративов культурной
памяти. |
ru |