Аннотации:
В контексте новых требований к языковой подготовке в образовательных
учреждениях разных уровней в работе предпринята попытка рассмотреть особенности
смыслового восприятия текста в условиях учебного дискурса. В условиях модернизации
целей и задач современного казахстанского среднего образования актуальность и
научно-методическая значимость исследования учебного дискурса бесспорны. Основная
цель работы заключается в определении универсального и индивидуального в процессе
восприятия учебного текста. Поставленная цель требует детального изучения
механизмов формирования новых смыслов у учащихся. Процесс взаимодействия учебного
дискурса и индивидуального сознания через декодирование текстов наиболее явно
проявляется на лексическом уровне в виде восприятия обучающимися новой учебной
информации. В статье данный процесс исследуется путем применения методики
дополнения при выявлении специфики восприятия и индивидуальной интерпретации
предложенного текста в рамках учебного дискурса. Тексты были подобраны согласно
программному материалу учебников для 5 и 11 классов. Особоевнимание было обращено
на систематизацию основных случаев дополнения на месте прочерка. В работе
представлены результаты экспериментальных данных по трем видам текстов:
научного, публицистического и разговорного стилей. На основе анализа осуществлена
дифференциация полученных реакций по 4 категориям: точное совпадение пропуска,
семантически потенциальный вариант, семантически неподходящий вариант, ответ
отсутствует. Экспериментальный материал подвергнут анализу не только с точки
зрения специфики восприятия текстов разных стилей, но и различных субъективных
переменных в виде личных убеждений, эмоций, установок.