Показать сокращенную информацию
dc.contributor.author | Шәріп, А. | |
dc.date.accessioned | 2023-12-01T04:36:37Z | |
dc.date.available | 2023-12-01T04:36:37Z | |
dc.date.issued | 2023-05-05 | |
dc.identifier.isbn | 978-601-337-843-5 | |
dc.identifier.uri | http://rep.enu.kz/handle/enu/10365 | |
dc.description.abstract | В произведениях классика казахской литературы Абая Кунанбайулы значительное место занимают его философские размышления о смысле жизни человека. Он рассматривает эту проблему в контексте социальных и нравственных отношений, сложившихся в казахском обществе во второй половине ХІХ и начале ХХ вв., и подвергает беспощадной критике духовный облик своих современников. Великий мыслитель, этическое учение которого основывалось на фундаментальных постулатах исламского мировоззрения, судит о вечных ценностях человечества в контексте экзистенциальной дихотомии и таких понятий как Временной Мир – дунья (араб. نياُْد (и Будущая Жизнь – ахират (араб. اآلخرة(. Абай, будучи блестящим знатоком Корана, хадисов и трудов мусульманских богословов, органически вплетал глубокие толкования и сокровенные мысли в ткань своих стихотворений и «Слов назиданий». Прежде многие ученые допускали методологическую ошибку при анализе многозначительного выражения «две стороны» («екі жақ») из исповедального произведения – «Восьмистиший» поэта, без долгих раздумий вкладывая в его содержание культурную парадигму «Запад и Восток», хотя в нем заложена совсем другая смысловая нагрузка. На самом деле, Абай обрисовал психологический портрет (характер) человека, который не совершая благих деяний в мирской жизни и не прилагая усилий, чтобы заслужить милость Аллаха в Судный День, находится «между двух огней» и обречен на страдания. Гуманистический идеал Абая – это «совершенный человек» («tolyq adam»), стремящийся к внутреннему единству с Богом через развитие в себе триады «разум – сердце – воля». В пост-Абайский период казахской литературы идеи и мотивы, связанные с концептами дунья и ахират нашли дальнейшее художественное воплощение в произведениях таких поэтов как Ш.Кудайбердиулы, М.Дулатулы, С.Торайгырулы, М.Жумабайулы и др. | ru |
dc.language.iso | other | ru |
dc.publisher | Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева | ru |
dc.subject | Абай Кунанбайулы | ru |
dc.subject | Дунья (Временный мир) | ru |
dc.subject | Ахират (Потусторонний мир) | ru |
dc.subject | экзистенциальная дихотомия | ru |
dc.subject | Запад и Восток | ru |
dc.title | АБАЙ ҚҰНАНБАЙҰЛЫ МЕН ОНЫҢ ІЗБАСАРЛАРЫНЫҢ ШЫҒАРМАЛАРЫНДАҒЫ ДҮНИЕ ЖӘНЕ АХИРЕТ ҰҒЫМДАРЫ | ru |
dc.type | Article | ru |