Репозиторий Dspace

АБАЙ ҚҰНАНБАЙҰЛЫ МЕН ОНЫҢ ІЗБАСАРЛАРЫНЫҢ ШЫҒАРМАЛАРЫНДАҒЫ ДҮНИЕ ЖӘНЕ АХИРЕТ ҰҒЫМДАРЫ

Показать сокращенную информацию

dc.contributor.author Шәріп, А.
dc.date.accessioned 2023-12-01T04:36:37Z
dc.date.available 2023-12-01T04:36:37Z
dc.date.issued 2023-05-05
dc.identifier.isbn 978-601-337-843-5
dc.identifier.uri http://rep.enu.kz/handle/enu/10365
dc.description.abstract В произведениях классика казахской литературы Абая Кунанбайулы значительное место занимают его философские размышления о смысле жизни человека. Он рассматривает эту проблему в контексте социальных и нравственных отношений, сложившихся в казахском обществе во второй половине ХІХ и начале ХХ вв., и подвергает беспощадной критике духовный облик своих современников. Великий мыслитель, этическое учение которого основывалось на фундаментальных постулатах исламского мировоззрения, судит о вечных ценностях человечества в контексте экзистенциальной дихотомии и таких понятий как Временной Мир – дунья (араб. نياُْد (и Будущая Жизнь – ахират (араб. اآلخرة(. Абай, будучи блестящим знатоком Корана, хадисов и трудов мусульманских богословов, органически вплетал глубокие толкования и сокровенные мысли в ткань своих стихотворений и «Слов назиданий». Прежде многие ученые допускали методологическую ошибку при анализе многозначительного выражения «две стороны» («екі жақ») из исповедального произведения – «Восьмистиший» поэта, без долгих раздумий вкладывая в его содержание культурную парадигму «Запад и Восток», хотя в нем заложена совсем другая смысловая нагрузка. На самом деле, Абай обрисовал психологический портрет (характер) человека, который не совершая благих деяний в мирской жизни и не прилагая усилий, чтобы заслужить милость Аллаха в Судный День, находится «между двух огней» и обречен на страдания. Гуманистический идеал Абая – это «совершенный человек» («tolyq adam»), стремящийся к внутреннему единству с Богом через развитие в себе триады «разум – сердце – воля». В пост-Абайский период казахской литературы идеи и мотивы, связанные с концептами дунья и ахират нашли дальнейшее художественное воплощение в произведениях таких поэтов как Ш.Кудайбердиулы, М.Дулатулы, С.Торайгырулы, М.Жумабайулы и др. ru
dc.language.iso other ru
dc.publisher Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева ru
dc.subject Абай Кунанбайулы ru
dc.subject Дунья (Временный мир) ru
dc.subject Ахират (Потусторонний мир) ru
dc.subject экзистенциальная дихотомия ru
dc.subject Запад и Восток ru
dc.title АБАЙ ҚҰНАНБАЙҰЛЫ МЕН ОНЫҢ ІЗБАСАРЛАРЫНЫҢ ШЫҒАРМАЛАРЫНДАҒЫ ДҮНИЕ ЖӘНЕ АХИРЕТ ҰҒЫМДАРЫ ru
dc.type Article ru


Файлы в этом документе

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию

Поиск в DSpace


Просмотр

Моя учетная запись