Аннотации:
Важной посылкой поступательного развития общества
является преемственность. Это означает, что без исторической ретроспективы,
тщательного изучения духовных парадигм, опыта предшествующих поколений,
невозможно до конца понять настоящее и прогнозировать будущее. Поэтому
всестороннее изучение исторического наследия тюркских народов в ракурсе его
позитивного опыта чрезвычайно актуально и важно для выявления всех аспектов
национальной идеи, для творческого использования идейного потенциала
прошлого в реалиях современной политики. Обьектом исследования научной
статьи является духовное наследие средневековых тюрков Казахстана и
сопредельных стран в аспекте определения этнорелигиозных традиций,
воссоздающих религиозную идентификацию населения в исторической
ретроспективе.
В плане новых концептуальных подходов мы в этой статье намерены
доказать два положения. Первая идея, требующая обоснования – это синтез
ислама с гуманистически ориентированной кочевой культурой средневековых
тюрков и традициями степной демократии, в результате, которого на казахской
почве особенно актуализировались гуманистические ценности исламской
цивилизации, возрастала ценность человека и путей его самосовершенствования
(концепция «кемел адам») и, напротив, нейтрализовались авторитарные
тенденции, присущие традициям мусульманских стран с восточнодеспотической формой правления. Ислам в синтезе с казахской ментальностью
нес в себе заряд духовности и мудрости, положительного воздействия исконных
универсальных мировоззренческих принципов кочевников-тюрков,
облагороженных исламской этикой. Согласно второй идее, ислам в Казахстане был адаптирован к условиям
цивилизационной периферии (евразийское культурное пространство), объективно требовавшим напряженного культурного диалога, относительной
открытости и гибкости, творческого ответа на «вызовы» иных культур ( Россия,
Китай), в ходе которого вырабатывались оптимальные формы сосуществования
и сотрудничества поликонфессионального населения обширного ареала.
Применительно к древней истории региона важно изучение исторического
сосуществования ислама с несторианством (ветвь христианства), другими
конфессиями. В эпоху нового времени заслуживает внимания практика
взаимодействия ислама с православием.