Показать сокращенную информацию
dc.contributor.author | Азмуханова, А.М. | |
dc.date.accessioned | 2023-12-01T10:09:11Z | |
dc.date.available | 2023-12-01T10:09:11Z | |
dc.date.issued | 2023-05-25 | |
dc.identifier.isbn | 978-601-337-878-7 | |
dc.identifier.uri | http://rep.enu.kz/handle/enu/10444 | |
dc.description.abstract | Важной посылкой поступательного развития общества является преемственность. Это означает, что без исторической ретроспективы, тщательного изучения духовных парадигм, опыта предшествующих поколений, невозможно до конца понять настоящее и прогнозировать будущее. Поэтому всестороннее изучение исторического наследия тюркских народов в ракурсе его позитивного опыта чрезвычайно актуально и важно для выявления всех аспектов национальной идеи, для творческого использования идейного потенциала прошлого в реалиях современной политики. Обьектом исследования научной статьи является духовное наследие средневековых тюрков Казахстана и сопредельных стран в аспекте определения этнорелигиозных традиций, воссоздающих религиозную идентификацию населения в исторической ретроспективе. В плане новых концептуальных подходов мы в этой статье намерены доказать два положения. Первая идея, требующая обоснования – это синтез ислама с гуманистически ориентированной кочевой культурой средневековых тюрков и традициями степной демократии, в результате, которого на казахской почве особенно актуализировались гуманистические ценности исламской цивилизации, возрастала ценность человека и путей его самосовершенствования (концепция «кемел адам») и, напротив, нейтрализовались авторитарные тенденции, присущие традициям мусульманских стран с восточнодеспотической формой правления. Ислам в синтезе с казахской ментальностью нес в себе заряд духовности и мудрости, положительного воздействия исконных универсальных мировоззренческих принципов кочевников-тюрков, облагороженных исламской этикой. Согласно второй идее, ислам в Казахстане был адаптирован к условиям цивилизационной периферии (евразийское культурное пространство), объективно требовавшим напряженного культурного диалога, относительной открытости и гибкости, творческого ответа на «вызовы» иных культур ( Россия, Китай), в ходе которого вырабатывались оптимальные формы сосуществования и сотрудничества поликонфессионального населения обширного ареала. Применительно к древней истории региона важно изучение исторического сосуществования ислама с несторианством (ветвь христианства), другими конфессиями. В эпоху нового времени заслуживает внимания практика взаимодействия ислама с православием. | ru |
dc.language.iso | other | ru |
dc.publisher | Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева | ru |
dc.subject | духовное наследие казахов | ru |
dc.subject | историко-культурный процесс | ru |
dc.subject | этнорелигиозная традиция | ru |
dc.subject | тюрко-исламский синтез | ru |
dc.title | ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ТЮРКОВ КАЗАХСТАНА | ru |
dc.type | Article | ru |