Abstract:
Статья посвящена изучению ряда вопросов формообразования
медресе Казахстана на разных временных этапах средневекового периода.
Рассматривается преимущественное значение древних медресе в структуре города
и за ее пределами.
В ходе исследования изучаются тенденции проектирования медресе и вопросы
формирования архитектурно-планировочных, функциональных и
композиционных решений.
Принимая во внимание актуальность стратегической важности данных объектов,
являющихся наследием тюркоязычных государств, в будущем это предопределило
причину рассмотрения данной статьи – выявить наибольшую совокупность
факторов, повлиявших на композиционное решение и стратегии организации
пространств.
Исходя из этой цели, доступные архивные материалы позволили определить
основные задачи исследования:
– раскрытие роли медресе как ключевой структуры исламского образования;
– исследование факторов, влияющих на процесс формообразования;
– определение специфики архитектурно-планировочной организации.
Предложена методика, которая позволяет раскрыть философское значение
архитектурной композиции учебных заведений как произведения искусства.
Описываются градостроительные особенности, архитектурно-художественные
характеристики объектов исследования на основе поиска подходов к
проектированию, где раскрывается глубокое и структурное соприкосновение
идеологических взглядов ислама и тюркских традиции как в духовном плане, так и
в архитектурном.
В результате выявлен основной принцип при проектировании медресе. Данный
принцип указывает на то, что они были градообразующими объектами. Это
позволило в дальнейшем выявить и признать основные стандарты казахской
традиционной архитектуры средневекового периода.
В ходе исследования также анализируется процесс дифференциации параметров
застройки и изменения объемно-планировочной структуры рассмотренных
объектов. В результате выявлена группа факторов, повлиявших на эти изменения.
Выявлены оптимальные архитектурные приемы и инженерные решения в рамках
организации благоприятной системы климатизации здания с учетом характерных
природно-климатических условий южных, западных и центральных регионов
Казахстана, которые оказали также значительное влияние на формообразование
учебных заведений.