Abstract:
В статье рассматриваются дискуссии, связанные с этическими
проблемами и дилеммами, с которыми сталкиваются ученые, проводящие исследования
с участием людей. Через анализ разных историй злоупотреблений в исследованиях
показано, как возникли этические принципы, кодексы, руководства, организации.
Несмотря на то, что сегодня различные этические правила и руководства предоставляют
существенные рекомендации, разногласия в сфере исследований и практики остаются.
Кроме того, возрастающий процесс формализации этических принципов вызывает
озабоченность у исследователей. Критика процессов бюрократизации в сфере
этического регулирования исследований и практик представлена на примере канадского
опыта. Опираясь на различные этические кодексы и рекомендации, определяются
текущие принципы этических исследований с участием людей. Обсуждаются риски,
в том числе связанные с социальными науками. Обзор литературы демонстрирует,
какие проблемы сегодня становятся более актуальными, как профессиональные
практики сталкиваются с этическими дилеммами и рисками. Делается вывод о
том, что сложные дилеммы, которые возникают в исследовательских практиках,
требуют междисциплинарных дискуссий и внедрения в различные академические и
другие институции курсов по исследовательской этике. Хорошие профессиональные
практики в разрешении этических дилемм нужно учитывать при разработке и
совершенствований собственных национальных руководств и кодексов. Статья,
полагаем, внесет вклад в расширение дискуссий об исследовательской этике и
профессиональной практике.