Аннотации:
В статье проанализированы и систематизированы публикации
философской проблематики дискуссионной компонентной в журналах «Адам әлемі» и
«Тамыр» за период 1999 по 2022 гг. Одной из классификаций научных статей является
та, которая принимает во внимание цели, поставленные автором. В зависимости
от этого в контенте научных публикаций выделяются статьи по результатам
научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы, собственно-научные,
историко-научные, научно-публицистические; обзорные, передовые, рекламные и
дискуссионные. Выбор для исследования именно дискуссионных статей представляется
актуальным уже в связи с тем, что позволяет более широко и объемно представить
комплекс философских проблем, выносимых на платформу публичной дискуссии,
способной отразить многочисленные и нередко разнополярные мнения и взгляды.
Дискуссия наиболее органично вписывается в само содержание философского знания как
полемического, постоянно направленного на преодоление догмы. Дискуссионная форма
научного поиска предполагает и особенную организацию исследований философской
проблематики и обязательное раскрытие отношения самого автора к тем или иным
философским теориям.
Проведенное исследование позволило выявить, во-первых, как формировались
темы, наиболее актуальные для современной институциональной казахстанской
философии после распада Советского Союза. Во-вторых, установлены объем и уровень
дискуссионной составляющей как важного компонента философского исследования в
публикациях двух ведущих казахстанских журналов, сфокусированных на философской
проблематике. В-третьих, анализ выявил, как происходил процесс «открытия» новых
тем, исследовательских кейсов, отличных от диалектических.
Полученные результаты свидетельствуют, что наиболее актуальными темами
отечественной институциональной философии стали темы интердисциплинарной
направленности на стыке философии с историей, социологией, политологией, религией,
мифологией. Значителен и контент философских исследований, посвященных
казахской истории и проблемам современной казахстанской философии, ее месту в
общемировом философском континууме.