dc.contributor.author |
Пронин, А.А. |
|
dc.contributor.author |
Святославский, А.В. |
|
dc.date.accessioned |
2024-09-16T12:53:23Z |
|
dc.date.available |
2024-09-16T12:53:23Z |
|
dc.date.issued |
2024 |
|
dc.identifier.citation |
Пронин, Александр, и Алексей Святославский. “Георгий Крыжицкий как сооснователь и теоретик ФЭКС (к столетию творческого объединения)”. Вестник СанктПетербургского университета. Искусствоведение 14, no. 1 (2024): 60–77. https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.104 |
ru |
dc.identifier.issn |
2221-3007 |
|
dc.identifier.uri |
https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.104 |
|
dc.identifier.uri |
http://rep.enu.kz/handle/enu/16432 |
|
dc.description.abstract |
В статье поднимается вопрос о роли Георгия Крыжицкого в формировании теоретической платформы и создании театральной мастерской ФЭКС (Фабрики эксцентрического
актера). Впервые в научной практике предпринимается сравнительный анализ публикаций Крыжицкого 1921–1922 гг.: «Театр духа плоти», «Философский балаган», «Философский балаган. Театр наоборот», «Азарт» в сборнике «Эксцентризм» — как единого корпуса теоретических текстов. Выявляются базовые эстетические категории, основанные
на принципах античной философии и театра, а также динамика его концепции нового
театра; оценивается значение теоретических построений Крыжицкого в формировании
идейно-художественных принципов эксцентрического театра, заявленных в «Манифесте эксцентрического театра» (1921) и в сборнике «Эксцентризм» (1922). На основе анализа текстов и историко-биографических сведений утверждается гипотеза о влиянии
Крыжицкого как «единственного взрослого» из фэксов на творческое мировоззрение
его юных сподвижников (Г.Козинцева, Л.Трауберга, С.Юткевича) в южный период их
знакомства (1918–1920), а также о ключевой роли Крыжицкого в петроградском процессе образования творческого объединения в конце 1921 — начале 1922 г. Раскол первоначального ядра ФЭКС и дальнейшая история взаимоотношений Крыжицкого с ушедшими в кинематограф Козинцевым, Траубергом и Юткевичем также рассматриваются
сквозь призму теории — как результат выявившихся разногласий в оценке коммуникативной стороны творческого процесса. В статье утверждается, что Крыжицкий остался
верен «живому» сценическому представлению с реальным зрителем, которое воплощает
«единое чувство театра», а его бывшие сподвижники выбрали для самовыражения виртуальное экранное действие, то есть принципиально иной медиум. |
ru |
dc.description.sponsorship |
Исследование выполнено за счет гранта РНФ № 23-18-01007 «Социалистический реализм:
между классикой и авангардом, мифом и реальностью, официозом и оппозицией», https://rscf.ru/
project/23-18-01007/, в Русской христианской гуманитарной академии им. Ф.М.Достоевского. |
ru |
dc.language.iso |
other |
ru |
dc.publisher |
Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta, Iskusstvovedenie |
ru |
dc.relation.ispartofseries |
Volume 14, Issue 1;Pages 60 - 77 |
|
dc.subject |
русский авангард |
ru |
dc.subject |
эксцентризм |
ru |
dc.subject |
театр |
ru |
dc.subject |
ФЭКС |
ru |
dc.subject |
Георгий Крыжицкий |
ru |
dc.subject |
манифест |
ru |
dc.subject |
автор |
ru |
dc.subject |
Петроград |
ru |
dc.title |
Георгий Крыжицкий как сооснователь и теоретик ФЭКС (к столетию творческого объединения) |
ru |
dc.title.alternative |
Georgy Kryzhitsky as Co-founder and Theorist of the FEKS (on the Centenary of the Creative Association) |
ru |
dc.type |
Article |
ru |