Репозиторий Dspace

Георгий Крыжицкий как сооснователь и теоретик ФЭКС (к столетию творческого объединения)

Показать сокращенную информацию

dc.contributor.author Пронин, А.А.
dc.contributor.author Святославский, А.В.
dc.date.accessioned 2024-09-16T12:53:23Z
dc.date.available 2024-09-16T12:53:23Z
dc.date.issued 2024
dc.identifier.citation Пронин, Александр, и Алексей Святославский. “Георгий Крыжицкий как сооснователь и теоретик ФЭКС (к столетию творческого объединения)”. Вестник СанктПетербургского университета. Искусствоведение 14, no. 1 (2024): 60–77. https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.104 ru
dc.identifier.issn 2221-3007
dc.identifier.uri https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.104
dc.identifier.uri http://rep.enu.kz/handle/enu/16432
dc.description.abstract В статье поднимается вопрос о роли Георгия Крыжицкого в формировании теоретической платформы и создании театральной мастерской ФЭКС (Фабрики эксцентрического актера). Впервые в научной практике предпринимается сравнительный анализ публикаций Крыжицкого 1921–1922 гг.: «Театр духа плоти», «Философский балаган», «Философский балаган. Театр наоборот», «Азарт» в сборнике «Эксцентризм» — как единого корпуса теоретических текстов. Выявляются базовые эстетические категории, основанные на принципах античной философии и театра, а также динамика его концепции нового театра; оценивается значение теоретических построений Крыжицкого в формировании идейно-художественных принципов эксцентрического театра, заявленных в «Манифесте эксцентрического театра» (1921) и в сборнике «Эксцентризм» (1922). На основе анализа текстов и историко-биографических сведений утверждается гипотеза о влиянии Крыжицкого как «единственного взрослого» из фэксов на творческое мировоззрение его юных сподвижников (Г.Козинцева, Л.Трауберга, С.Юткевича) в южный период их знакомства (1918–1920), а также о ключевой роли Крыжицкого в петроградском процессе образования творческого объединения в конце 1921 — начале 1922 г. Раскол первоначального ядра ФЭКС и дальнейшая история взаимоотношений Крыжицкого с ушедшими в кинематограф Козинцевым, Траубергом и Юткевичем также рассматриваются сквозь призму теории — как результат выявившихся разногласий в оценке коммуникативной стороны творческого процесса. В статье утверждается, что Крыжицкий остался верен «живому» сценическому представлению с реальным зрителем, которое воплощает «единое чувство театра», а его бывшие сподвижники выбрали для самовыражения виртуальное экранное действие, то есть принципиально иной медиум. ru
dc.description.sponsorship Исследование выполнено за счет гранта РНФ № 23-18-01007 «Социалистический реализм: между классикой и авангардом, мифом и реальностью, официозом и оппозицией», https://rscf.ru/ project/23-18-01007/, в Русской христианской гуманитарной академии им. Ф.М.Достоевского. ru
dc.language.iso other ru
dc.publisher Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta, Iskusstvovedenie ru
dc.relation.ispartofseries Volume 14, Issue 1;Pages 60 - 77
dc.subject русский авангард ru
dc.subject эксцентризм ru
dc.subject театр ru
dc.subject ФЭКС ru
dc.subject Георгий Крыжицкий ru
dc.subject манифест ru
dc.subject автор ru
dc.subject Петроград ru
dc.title Георгий Крыжицкий как сооснователь и теоретик ФЭКС (к столетию творческого объединения) ru
dc.title.alternative Georgy Kryzhitsky as Co-founder and Theorist of the FEKS (on the Centenary of the Creative Association) ru
dc.type Article ru


Файлы в этом документе

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию

Поиск в DSpace


Просмотр

Моя учетная запись