DSpace Repository

В поисках когнитивно-лингвистической методологии учения о дискурсе

Show simple item record

dc.contributor.author Алефиренко, Николай Федорович
dc.contributor.author Нуртазина, Марал Бекеновна
dc.contributor.author Стебунова, Кира Константиновна
dc.date.accessioned 2024-09-17T06:54:23Z
dc.date.available 2024-09-17T06:54:23Z
dc.date.issued 2021
dc.identifier.citation Алефиренко Н.Ф., Нуртазина М.Б., Стебунова К.К. В поисках когнитивнолингвистической методологии учения о дискурсе. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2021, 18 (2): 313–338. https://doi.org/10.21638/spbu09.2021.205 ru
dc.identifier.issn 2541-9358
dc.identifier.uri https://doi.org/10.21638/spbu09.2021.205
dc.identifier.uri http://rep.enu.kz/handle/enu/16459
dc.description.abstract Данная работа посвящена изучению открытых для дискуссии теоретико-методологических проблем современной дискурсологии. Являясь объектом междисциплинарных интересов, исследования дискурса исповедуют различные методологические принципы и теоретические категории. Учитывая позиции разных гуманитарных наук, использующих категорию дискурса, авторы данной работы считают методологической первоосновой дискурс-анализа выявление коммуникативно-когнитивной корреляции речевого смысла художественного текста и дискурсообразующих концептов как основы мыслекода автора и читателя. Вводимая и интерпретируемая нами категория «дискурсивная деятельность» соотносится с языковой деятельностью — четырехэлементной моделью нашего познания и общения. Доказывается, что дискурсивная деятельность строится не на традиционных трех китах, а на четырех. Коммуникативное событие проецируется: 1) предметными реалиями; 2) чувственным восприятием в виде пред-метных и ранее сохраненных в памяти фонетических представлений; 3) дискурсивной моделью будущего (предполагаемого) текста, которая конструируется идеальными феноменами — концептами; 4) такими идеальными единицами языкового сознания, как «внутренние слова». Это позволяет интерпретировать дискурс как схематическое средство мысленного конструирования коммуникативной ситуации в совокупности ее вербальных и невербальных элементов. Разрабатываемый в исследовании дискурсанализ опирается на интерпретацию системы концептов, которые являются когнитивным субстратом дискурсивной ситуации и служат предтекстовой моделью переживаемого коммуникантами события как реального факта. Важным в разрабатываемой когнитивно-лингвистической методологии дискурс-анализа является адекватная интерпретация смысловых отношений между ключевыми словами и базовыми концептами. В статье были использованы метод контекстуальной интерпретации и метод дискурс-анализа. ru
dc.language.iso other ru
dc.publisher Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta, Yazyk i Literatura ru
dc.relation.ispartofseries Volume 18, Issue 2;Pages 313 - 338
dc.subject методология дискурс-анализа ru
dc.subject логоэпистема ru
dc.subject коммуникативное событие ru
dc.subject концепты ru
dc.title В поисках когнитивно-лингвистической методологии учения о дискурсе ru
dc.title.alternative In search of cognitive and linguistic methodology for discourse studies ru
dc.type Article ru


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Browse

My Account