Показать сокращенную информацию
dc.contributor.author | Алефиренко, Николай Федорович | |
dc.contributor.author | Нуртазина, Марал Бекеновна | |
dc.contributor.author | Стебунова, Кира Константиновна | |
dc.date.accessioned | 2024-09-17T06:54:23Z | |
dc.date.available | 2024-09-17T06:54:23Z | |
dc.date.issued | 2021 | |
dc.identifier.citation | Алефиренко Н.Ф., Нуртазина М.Б., Стебунова К.К. В поисках когнитивнолингвистической методологии учения о дискурсе. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2021, 18 (2): 313–338. https://doi.org/10.21638/spbu09.2021.205 | ru |
dc.identifier.issn | 2541-9358 | |
dc.identifier.uri | https://doi.org/10.21638/spbu09.2021.205 | |
dc.identifier.uri | http://rep.enu.kz/handle/enu/16459 | |
dc.description.abstract | Данная работа посвящена изучению открытых для дискуссии теоретико-методологических проблем современной дискурсологии. Являясь объектом междисциплинарных интересов, исследования дискурса исповедуют различные методологические принципы и теоретические категории. Учитывая позиции разных гуманитарных наук, использующих категорию дискурса, авторы данной работы считают методологической первоосновой дискурс-анализа выявление коммуникативно-когнитивной корреляции речевого смысла художественного текста и дискурсообразующих концептов как основы мыслекода автора и читателя. Вводимая и интерпретируемая нами категория «дискурсивная деятельность» соотносится с языковой деятельностью — четырехэлементной моделью нашего познания и общения. Доказывается, что дискурсивная деятельность строится не на традиционных трех китах, а на четырех. Коммуникативное событие проецируется: 1) предметными реалиями; 2) чувственным восприятием в виде пред-метных и ранее сохраненных в памяти фонетических представлений; 3) дискурсивной моделью будущего (предполагаемого) текста, которая конструируется идеальными феноменами — концептами; 4) такими идеальными единицами языкового сознания, как «внутренние слова». Это позволяет интерпретировать дискурс как схематическое средство мысленного конструирования коммуникативной ситуации в совокупности ее вербальных и невербальных элементов. Разрабатываемый в исследовании дискурсанализ опирается на интерпретацию системы концептов, которые являются когнитивным субстратом дискурсивной ситуации и служат предтекстовой моделью переживаемого коммуникантами события как реального факта. Важным в разрабатываемой когнитивно-лингвистической методологии дискурс-анализа является адекватная интерпретация смысловых отношений между ключевыми словами и базовыми концептами. В статье были использованы метод контекстуальной интерпретации и метод дискурс-анализа. | ru |
dc.language.iso | other | ru |
dc.publisher | Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta, Yazyk i Literatura | ru |
dc.relation.ispartofseries | Volume 18, Issue 2;Pages 313 - 338 | |
dc.subject | методология дискурс-анализа | ru |
dc.subject | логоэпистема | ru |
dc.subject | коммуникативное событие | ru |
dc.subject | концепты | ru |
dc.title | В поисках когнитивно-лингвистической методологии учения о дискурсе | ru |
dc.title.alternative | In search of cognitive and linguistic methodology for discourse studies | ru |
dc.type | Article | ru |