Аннотации:
Предметом исследования является содержание мотива терзания копытного кошачьим хищником
и грифоном и форма его реализации в скифском зверином стиле восточноевропейской зоны.
Выдвигается гипотеза о связи сюжета терзания в многофигурных композициях, содержащих образы
копытного (оленя), кошачьего хищника и грифона, с сюжетом древнегреческого мифа о растерзанном
Дионисе-Загрее. Используются методы общенаучного гипотетико-дедуктивного метода с общим
системно-функциональным и синхронно-диахроническим подходами к рассмотрению исторических
фактов. Делаются выводы о наличии персонажей древнегреческого мифа о борьбе Диониса-Загрея
с титанами и об использовании изобразительных мотивов и приёмов создания динамичной картины
последовательного «преобразования» персонажей. Заметна некоторая разница в воплощении
элементов мифа средствами изобразительного искусства в скифском зверином стиле от того, как это
представлено в литературной форме в изложении Нонна. Возможно, скифская художественная традиция
повествования о событиях орфического мифа отличалась от устной и письменной древнегреческой.
Во всех композициях присутствует образ оленя и является в них центральным. Композиция сцены
терзания и состав художественных образов в соответствии с мифом о Загрее дают возможность
предполагать распространение в среде скифов уже в первой половине V в. до н.э. той версия орфизма,
которая отрицала поглощение Диониса Титанами, утверждая сложение его частей Аполлоном и его
дальнейшее воскресение.