Аннотации:
В статье выявляются общие и особенные характеристики шаманских практик
у казахского и тувинского народов, зафиксированные в оставшихся традиционных
формах начала ХХ века. Источниковой базой исследования являются публикации
Ф. Я. Кона (1930-х гг.), Ф. А. Фиельструпа (1920-е гг.) и М. В. Кенин-Лопсана (первая
половина ХХ в.). Исходной точкой для сравнения стало предположение о том, что в
тувинском шаманизме в силу более длительного сохранения традиционного уклада
жизни, традиционных верований закрепились и продолжали развиваться более
архаичные по происхождению шаманские представления и практики, нежели в
казахском шаманизме.
Сравнение данных показало, что: во-первых, структура шаманских практик
казахских и тувинских шаманов является почти идентичной, включая такие этапы,
как подготовка шамана к камланию; камлание, большей частью состоящего из чтения
молитв и заклинаний; завершение камлания; во-вторых, важнейшую часть шаманских
практик как у казахских, так и тувинских шаманов составили традиционные методы
лечения. Выдвинутая гипотеза исследования подтвердилась лишь отчасти, несмотря на более раннее развитие
модернизационных процессов, а также влияние исламского вероучения, в казахских шаманских практиках также
сохранились архаичные представления и элементы, находящие параллели в шаманизме тувинцев.