Abstract:
Данная статья посвящена изучению приемов передачи фактов и художественных приемов в документальном фильме на телевидении. Целью научного исследования является определение характерных черт данных приемов. Объектом исследования
являются документальные фильмы о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов,
вышедшие на телевидении Казахстана и России. Функциональное различие приемов построения документального фильма позволит в дальнейшем глубже изучить процессы
трансформации в структуре телевизионной документалистики. Кроме этого, обозначение границ между приемами передачи фактов и художественными приемами может
стать основой для анализа документального фильма. С помощью контент-анализа
были проведены подсчеты количественного соотношения двух видов приемов построения
документального фильма, что наглядно показало кризис драматургии и художественного образа на современном телевидении. Анализ также показал, что авторы документальных фильмов на телевидении не всегда умело используют художественные приемы.
Манипуляции с фактами и смешение игрового кино с документальным отрицательно
отражается на структуре документального фильма как публицистического произведения. Данный вывод заставляет задуматься о качестве документального кино на телевидении и о возможностях минимизации риска его манипулятивного воздействия через
дальнейшее исследование приемов построения документального фильма.