Abstract:
В условиях глобализации все более важным становится вопрос
национальной идентичности, одним из факторов формирования которой является
языковая составляющая. В Казахстане, несмотря на показатели роста населения
и количества людей, владеющих казахским языком, актуальной проблемой
информационного пространства остается недостаток или низкое качество
медиаконтента на государственном языке. В статье рассматривается состояние
казахскоязычного медиаконтента в рамках Государственной программы по реализации
языковой политики в Республике Казахстан на 2020–2025 годы, где поставлена задача по
созданию успешных медиапродуктов для распространения казахскоязычного контента.
Для достижения поставленной цели проведен опрос жителей в возрасте от 10 до 50
лет, владеющих казахским языком. Респондентам задавались вопросы о повседневном
использовании контента на казахском языке, их оценке доступности и качества
медиаконтента на казахском языке, в том числе в интернете, а также как это влияет
на их взгляды. Выявлена взаимосвязь, что жители городов и областей, где большинство
используют казахский язык в повседневной жизни, оценивают уровень доступности
контента в интернете на казахском языке ниже, чем те регионы, где, в основном,
используют русский язык. Это и есть ответ на вопрос, как выполняется программа
по расширению сферы применения государственного языка в условиях цифровизации.
Таким образом, результаты проведенного опроса позволяют сделать выводы о дефиците
медиаконтента на казахском языке, что напрямую влияет на самоидентификацию
казахстанцев и формирование казахстанской национальной идентичности в целом.