Аннотации:
В статье представлена реценщия на монографию «Тувинцы : Родные люди» (СПб.: НесторИстория, 2022). Её авторы — этнические тувинки: Ч. К. Ламажаа, Н. Д. Сувандии, Ш. Ю. Кужугет,
Ш. Б. Майны посвятили свой труд осмыслению и описанию культуры, с которой они тесно связаны
правом рождения, способом речевой (языковой) коммуникации и неразрывным с ней со-бытием.
Авторы данной работы — этнические казашки — рефлексируют над монографическим исследованием, облаченным в русскую языковую «оболочку» этническими тувинками, в частности — над
их настоятельной авторской субъектностью. Какова природа подобного позиционирования авторов монографии? Чем отличается выработанный ими подход от видений коллег —
соплеменников тувинского происхождения?
Подчеркнутая субъектность авторов обусловила выработку их собственной концепции —
тезаурусного подхода, который номинируется ими как российская версия Indigenous Methodology. С этой настойчиво акцентируемой эпистемологической позиции ученые выстраивают
аналитику предшествующих исследовательских подходов аутсайдеров и инсайдеров к изучению
тувинской культуры и её генезиса; раскрывают содержание ключевых концептов, входящих в «ядро»
сокровищницы тувинской культуры: өг, куда, уруг-дарыг, мал, сводящиеся под один зонтичный,
родовой концепт – төрел. На основании своего видения тувинские коллеги делают один из важных
выводов, который становится актуальным для исследователей — представителей ряда коренных
народов РФ и центральноазиатского региона: тувинская культура прежде всего зиждется на
культуре родственных связей.
В ходе изучения монографии тувинских ученых выкристаллизовалась сверхзадача для каждого ученого-инсайдера — познать самих себя. Обратиться от предмета изучения на самих себя как на субъектов, не желающих пребывать в позиции «жертвы» по отношению к «метрополии», удобной позиции, освобождающей от ответственности за состояние культуры своего народа и науки о ней.