Показать сокращенную информацию
dc.contributor.author | Бахтикиреева, Улданай М. | |
dc.contributor.author | Шагимгереева, Бакытгуль Е. | |
dc.contributor.author | Амалбекова, Марал Б. | |
dc.date.accessioned | 2024-09-16T10:35:32Z | |
dc.date.available | 2024-09-16T10:35:32Z | |
dc.date.issued | 2023 | |
dc.identifier.citation | Бахтикиреева У. М., Шагимгереева Б. Е., Амалбекова М. Б. Познание самих себя через познание культуры своего этноса // Новые исследования Тувы. 2023, № 4. С. 226-236. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.4.16 | ru |
dc.identifier.issn | 2079-8482 | |
dc.identifier.other | DOI: 10.25178/nit.2023.4.16 | |
dc.identifier.uri | http://rep.enu.kz/handle/enu/16401 | |
dc.description.abstract | В статье представлена реценщия на монографию «Тувинцы : Родные люди» (СПб.: НесторИстория, 2022). Её авторы — этнические тувинки: Ч. К. Ламажаа, Н. Д. Сувандии, Ш. Ю. Кужугет, Ш. Б. Майны посвятили свой труд осмыслению и описанию культуры, с которой они тесно связаны правом рождения, способом речевой (языковой) коммуникации и неразрывным с ней со-бытием. Авторы данной работы — этнические казашки — рефлексируют над монографическим исследованием, облаченным в русскую языковую «оболочку» этническими тувинками, в частности — над их настоятельной авторской субъектностью. Какова природа подобного позиционирования авторов монографии? Чем отличается выработанный ими подход от видений коллег — соплеменников тувинского происхождения? Подчеркнутая субъектность авторов обусловила выработку их собственной концепции — тезаурусного подхода, который номинируется ими как российская версия Indigenous Methodology. С этой настойчиво акцентируемой эпистемологической позиции ученые выстраивают аналитику предшествующих исследовательских подходов аутсайдеров и инсайдеров к изучению тувинской культуры и её генезиса; раскрывают содержание ключевых концептов, входящих в «ядро» сокровищницы тувинской культуры: өг, куда, уруг-дарыг, мал, сводящиеся под один зонтичный, родовой концепт – төрел. На основании своего видения тувинские коллеги делают один из важных выводов, который становится актуальным для исследователей — представителей ряда коренных народов РФ и центральноазиатского региона: тувинская культура прежде всего зиждется на культуре родственных связей. В ходе изучения монографии тувинских ученых выкристаллизовалась сверхзадача для каждого ученого-инсайдера — познать самих себя. Обратиться от предмета изучения на самих себя как на субъектов, не желающих пребывать в позиции «жертвы» по отношению к «метрополии», удобной позиции, освобождающей от ответственности за состояние культуры своего народа и науки о ней. | ru |
dc.language.iso | other | ru |
dc.publisher | New Research of Tuva | ru |
dc.relation.ispartofseries | Issue 4;Pages 226 - 236 | |
dc.subject | тувинцы | ru |
dc.subject | Тува | ru |
dc.subject | рецензия | ru |
dc.subject | тувиноведение | ru |
dc.subject | концептуализация этнокультуры | ru |
dc.subject | концепт культуры | ru |
dc.subject | тезаурусный подход | ru |
dc.subject | индигенная методология | ru |
dc.title | Познание самих себя через познание культуры своего этноса | ru |
dc.title.alternative | Cognition of ourselves through cognition of the culture of our ethnic group | ru |
dc.type | Article | ru |