dc.contributor.author |
Бахтикиреева, Улданай М. |
|
dc.contributor.author |
Шагимгереева, Бакытгуль Е. |
|
dc.contributor.author |
Амалбекова, Марал Б. |
|
dc.date.accessioned |
2024-09-16T10:35:32Z |
|
dc.date.available |
2024-09-16T10:35:32Z |
|
dc.date.issued |
2023 |
|
dc.identifier.citation |
Бахтикиреева У. М., Шагимгереева Б. Е., Амалбекова М. Б. Познание самих себя через познание культуры своего этноса // Новые исследования Тувы. 2023, № 4. С. 226-236. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.4.16 |
ru |
dc.identifier.issn |
2079-8482 |
|
dc.identifier.other |
DOI: 10.25178/nit.2023.4.16 |
|
dc.identifier.uri |
http://rep.enu.kz/handle/enu/16401 |
|
dc.description.abstract |
В статье представлена реценщия на монографию «Тувинцы : Родные люди» (СПб.: НесторИстория, 2022). Её авторы — этнические тувинки: Ч. К. Ламажаа, Н. Д. Сувандии, Ш. Ю. Кужугет,
Ш. Б. Майны посвятили свой труд осмыслению и описанию культуры, с которой они тесно связаны
правом рождения, способом речевой (языковой) коммуникации и неразрывным с ней со-бытием.
Авторы данной работы — этнические казашки — рефлексируют над монографическим исследованием, облаченным в русскую языковую «оболочку» этническими тувинками, в частности — над
их настоятельной авторской субъектностью. Какова природа подобного позиционирования авторов монографии? Чем отличается выработанный ими подход от видений коллег —
соплеменников тувинского происхождения?
Подчеркнутая субъектность авторов обусловила выработку их собственной концепции —
тезаурусного подхода, который номинируется ими как российская версия Indigenous Methodology. С этой настойчиво акцентируемой эпистемологической позиции ученые выстраивают
аналитику предшествующих исследовательских подходов аутсайдеров и инсайдеров к изучению
тувинской культуры и её генезиса; раскрывают содержание ключевых концептов, входящих в «ядро»
сокровищницы тувинской культуры: өг, куда, уруг-дарыг, мал, сводящиеся под один зонтичный,
родовой концепт – төрел. На основании своего видения тувинские коллеги делают один из важных
выводов, который становится актуальным для исследователей — представителей ряда коренных
народов РФ и центральноазиатского региона: тувинская культура прежде всего зиждется на
культуре родственных связей.
В ходе изучения монографии тувинских ученых выкристаллизовалась сверхзадача для каждого ученого-инсайдера — познать самих себя. Обратиться от предмета изучения на самих себя как на субъектов, не желающих пребывать в позиции «жертвы» по отношению к «метрополии», удобной позиции, освобождающей от ответственности за состояние культуры своего народа и науки о ней. |
ru |
dc.language.iso |
other |
ru |
dc.publisher |
New Research of Tuva |
ru |
dc.relation.ispartofseries |
Issue 4;Pages 226 - 236 |
|
dc.subject |
тувинцы |
ru |
dc.subject |
Тува |
ru |
dc.subject |
рецензия |
ru |
dc.subject |
тувиноведение |
ru |
dc.subject |
концептуализация этнокультуры |
ru |
dc.subject |
концепт культуры |
ru |
dc.subject |
тезаурусный подход |
ru |
dc.subject |
индигенная методология |
ru |
dc.title |
Познание самих себя через познание культуры своего этноса |
ru |
dc.title.alternative |
Cognition of ourselves through cognition of the culture of our ethnic group |
ru |
dc.type |
Article |
ru |