Abstract:
Данная работа посвящена изучению средств выражения авторской позиции в научном
дискурсе. Материалом исследования послужили 20 русскоязычных научных статей
из казахстанских периодических журналов. На основе квантитативного метода анализа были выявлены наиболее частотные средства выражения авторской позиции,
которые определили самые репрезентативные значения оценки, а также уверенности
и неуверенности авторов в истинности пропозиционального содержания высказываний. Контекстуальный анализ текстов также позволил выделить наиболее типичные
примеры авторского позиционирования с целью убеждения адресатов в достоверности и доказательности полученных результатов. Данное исследование свидетельствует,
что самыми частыми категориями проявления авторской позиции являются значения
неуверенности, тогда как наименьший уровень показали средства уверенности, что
объясняется стремлением авторов не столько категорически заявлять свою позицию,
сколько, допуская возможность, осторожно интерпретировать факты. Уверенность
и неуверенность отражают градацию ответственности авторов за истинность пропозиции, степень категоричности и некатегоричности их высказываний. Наиболее частотными значениями неуверенности оказались семантические компоненты возможности
и эвиденциальности, что характеризует авторов исследованных статей как ученых,
выражающих сомнения в случае неполной уверенности в истинности высказывания,
тогда как уверенность в основном выражается на основе достоверности результатов
исследования и общепринятого знания. Среди маркеров оценки наиболее частотными
являются значения необходимости, долженствования и важности, которые указывают
на стремление авторов идентифицировать проблему для дальнейшего исследования.
Авторы находят проблему скорее важной, значимой или необходимой, чем желательной для изучения. Это показывает более рациональный, чем эмоциональный подход авторов к проблеме. Низкий уровень частотности показали отрицательная и эмоционально-чувствительная виды оценок, так как авторы основываются преимущественно на положительных и рациональных характеристиках объекта исследования.