DSpace Repository

Манипуляция как риторический аргумент в поэтике Чехова

Show simple item record

dc.contributor.author Уразаева, Куралай Бибиталыевна
dc.contributor.author Азкенова, Жанаргуль Кадырбековна
dc.date.accessioned 2024-09-17T07:55:55Z
dc.date.available 2024-09-17T07:55:55Z
dc.date.issued 2021
dc.identifier.citation Уразаева К.Б., Азкенова Ж.К. Манипуляция как риторический аргумент в поэтике Чехова. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2021, 18 (2): 298–312. https://doi.org/10.21638/spbu09.2021.204 ru
dc.identifier.issn 2541-9358
dc.identifier.uri https://doi.org/10.21638/spbu09.2021.204
dc.identifier.uri http://rep.enu.kz/handle/enu/16474
dc.description.abstract Статья представляет опыт дискурсивно ориентированного подхода в изучении художественной литературы и посвящена исследованию манипуляции как риторического аргумента. Обобщение результатов изучения литературы с позиции коммуникативных стратегий потребовало описания текста как коммуникативной стратегии в ее связи с дискурсом. Изучение художественного произведения обосновано в аспекте риторической коммуникации, персуазивной программы, аргументативного дискурса. Манипуляция рассматривается как способ приобретения текстом аргументативных характеристик. Анализ манипуляции осуществлен посредством решения нескольких задач: классификации внешних и внутренних факторов эффективной коммуникации, сопоставления аргументативных стратегий литературных героев с аргументативными результатами, установления факторов жанровой трансформации. Осуществлена трактовка внешних факторов воздействия как результата несовпадения коммуникативных настроек героев, внутренних факторов коммуникации в качестве манипуляции героев. Анализ авторской точки зрения с позиций метасмысла и метанаблюдателя позволил установить связь между жанром и способами перлокутивного воздействия и организации текста как персуазивной программы. Различия способов перлокутивного воздействия в рассказе объясняются аллюзивной иллюстративной дискурсивностью. Анализ комической модальности произведения показал расхождение аргументативных стратегий и аргументативных результатов, что выявило роль манипуляции в жанровой трансформации, основанной на синтезе водевиля, фарса, социально-бытовой комедии. Установление факторов жанровой трансформации в поэтике Чехова стало возможным на основе анализа чеховского юмора с позиций метасмысла и смысловых пробелов. В статье предложен опыт понимания коммуникативной стратегии с позиции соотношения коммуникативных интенций писателя и рецептивных ожиданий читателя, роли вербальной и невербальной коммуникации героев, синтезированных в манипуляции и манипулятивных техниках. ru
dc.description.sponsorship Статья написана в рамках проекта «Формирование профессиональной мультилингвальной личности нового типа в условиях полиязычного образования РК» (руководитель — д-р филол. наук, проф. Ш.К.Жаркынбекова) по договору № 132 от 12 марта 2018 г. ru
dc.language.iso other ru
dc.publisher Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta, Yazyk i Literatura ru
dc.relation.ispartofseries Volume 18, Issue 2;Pages 298 - 312
dc.subject Чехов ru
dc.subject манипуляция ru
dc.subject риторический аргумент ru
dc.subject Задача ru
dc.subject Предложение ru
dc.title Манипуляция как риторический аргумент в поэтике Чехова ru
dc.title.alternative Manipulation as a rhetorical argument in Chekhov's poetics ru
dc.type Article ru


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Browse

My Account