dc.contributor.author |
Уразаева, Куралай Бибиталыевна |
|
dc.contributor.author |
Азкенова, Жанаргуль Кадырбековна |
|
dc.date.accessioned |
2024-09-17T07:55:55Z |
|
dc.date.available |
2024-09-17T07:55:55Z |
|
dc.date.issued |
2021 |
|
dc.identifier.citation |
Уразаева К.Б., Азкенова Ж.К. Манипуляция как риторический аргумент в поэтике Чехова. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2021, 18 (2): 298–312. https://doi.org/10.21638/spbu09.2021.204 |
ru |
dc.identifier.issn |
2541-9358 |
|
dc.identifier.uri |
https://doi.org/10.21638/spbu09.2021.204 |
|
dc.identifier.uri |
http://rep.enu.kz/handle/enu/16474 |
|
dc.description.abstract |
Статья представляет опыт дискурсивно ориентированного подхода в изучении художественной литературы и посвящена исследованию манипуляции как риторического
аргумента. Обобщение результатов изучения литературы с позиции коммуникативных стратегий потребовало описания текста как коммуникативной стратегии в ее
связи с дискурсом. Изучение художественного произведения обосновано в аспекте
риторической коммуникации, персуазивной программы, аргументативного дискурса.
Манипуляция рассматривается как способ приобретения текстом аргументативных
характеристик. Анализ манипуляции осуществлен посредством решения нескольких
задач: классификации внешних и внутренних факторов эффективной коммуникации,
сопоставления аргументативных стратегий литературных героев с аргументативными
результатами, установления факторов жанровой трансформации. Осуществлена трактовка внешних факторов воздействия как результата несовпадения коммуникативных
настроек героев, внутренних факторов коммуникации в качестве манипуляции героев. Анализ авторской точки зрения с позиций метасмысла и метанаблюдателя позволил установить связь между жанром и способами перлокутивного воздействия и организации текста как персуазивной программы. Различия способов перлокутивного
воздействия в рассказе объясняются аллюзивной иллюстративной дискурсивностью.
Анализ комической модальности произведения показал расхождение аргументативных стратегий и аргументативных результатов, что выявило роль манипуляции в жанровой трансформации, основанной на синтезе водевиля, фарса, социально-бытовой
комедии. Установление факторов жанровой трансформации в поэтике Чехова стало
возможным на основе анализа чеховского юмора с позиций метасмысла и смысловых пробелов. В статье предложен опыт понимания коммуникативной стратегии с позиции соотношения коммуникативных интенций писателя и рецептивных ожиданий читателя, роли вербальной и невербальной коммуникации героев, синтезированных в манипуляции и манипулятивных техниках. |
ru |
dc.description.sponsorship |
Статья написана в рамках проекта «Формирование профессиональной мультилингвальной личности нового типа в условиях полиязычного образования РК» (руководитель — д-р филол. наук, проф. Ш.К.Жаркынбекова) по договору № 132 от 12 марта 2018 г. |
ru |
dc.language.iso |
other |
ru |
dc.publisher |
Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta, Yazyk i Literatura |
ru |
dc.relation.ispartofseries |
Volume 18, Issue 2;Pages 298 - 312 |
|
dc.subject |
Чехов |
ru |
dc.subject |
манипуляция |
ru |
dc.subject |
риторический аргумент |
ru |
dc.subject |
Задача |
ru |
dc.subject |
Предложение |
ru |
dc.title |
Манипуляция как риторический аргумент в поэтике Чехова |
ru |
dc.title.alternative |
Manipulation as a rhetorical argument in Chekhov's poetics |
ru |
dc.type |
Article |
ru |