Abstract:
Концепция медиатизации в современной науке приводит к новому пониманию роли медиа в обществе и в культуре. Медиа предстают в рамках данной концепции не как посредник между обществом,
его культурой и социально значимой информацией, а как структурный элемент самого общества
и культуры (T. Adorno, M. Castells, N. Couldry, S. Hjarvard, F. Krotz, S. Livingstone, W. Lippmann,
N. Luhmann, M. McLuhan, P. Lazarsfeld, R. Merton, K. Popper, S. Zizek). Актуальность нашего исследования обусловлена назревшей необходимостью изучить эффекты медиатизации, связанные с ее все
более глобальным характером. В процессе медиатизации культуры в пространстве любого национального медиадискурса создается новый тип культуры — медиакультура. Цель исследования —
показать на примере русскоязычного медиадискурса Казахстана, как происходит формирование
медиакультуры. Исследование базируется на отечественной лингвистической концепции прецедентности (Ю.Н. Караулов, В.Г. Костомаров, Д.Б. Гудков, В.В. Красных и др.) и на современном философском понимании в российской науке типологии культуры (Н.Б. Кириллова, В.В. Миронов и др.).
В исследовании ставились задачи: выявить в заголовочных комплексах наиболее тиражных русскоязычных изданий Казахстана прецедентные феномены, которые нами понимаются как свернутые
тексты культуры; проанализировать прецедентные онимы с точки зрения их апелляции к классической (элитарной) или массовой культуре; рассмотреть фразеологизмы как маркеры народной
культуры. По результатам анализа делается вывод о том, что медиакультура формируется в процессе
медиатизации элитарной, массовой и народной культуры посредством прецедентов и фразеологизмов. Она представляет собой особый, интегральный тип современной культуры, совмещающей
в себе элементы всех типов культур (элитарной, массовой и народной) и тиражирующейся через
СМИ в общество, и выполняет важную функцию консолидации социума на основе общего медийного знания.