Аннотации:
Статья посвящена анализу значения железной дороги Оренбург–Ташкент в
социально-экономической жизни Сырдарьинской области Туркестанского края. Данная
железнодорожная линия рассматривается как механизм, открывший путь к вступлению края в
капиталистические отношения. Большая ее часть проходила по территории Сырдарьинской области,
которая выделялась своим географическим и социально-экономическим положением из областей,
входящих в Туркестанский край, тем, что на ее территории было очень мало городов и
промышленных очагов.
Подавляющее большинство жителей вело полукочевой образ жизни. Крестьянам было трудно
добиться перевозки своих товаров в другие потребительские среды. Можно утверждать, что данная
тенденция развития резко изменилась со строительством железной дороги. На основе архивных
материалов дана оценка деятельности новых железнодорожных станций и промышленных объектов,
сформировавшихся на территории Сырдарьинской области. Кроме того, большое внимание уделено
явлению диверсификации трудовой сферы, вызванному функционированием железной дороги.
В ходе исследовательской работы был выявлен объективный подход к факторам строительства
железной дороги Оренбург–Ташкент. В работе делается вывод о том, что строительство магистрали
осуществлялось не из-за конкуренции между империями (как отмечалось во многих исследованиях),
а с целью вовлечения в интеграционные процессы социально и экономически изолированной части
империи. В связи с деятельностью железной дороги увеличился экспортно-импортный потенциал
региона. Сырдарьинская область получила широкие возможности по экспорту соли, сантонина,
шерсти, сухофруктов. В целом железнодорожная линия оказала существенное влияние на переход
края от старых феодальных отношений к частично аграрно-индустриальной форме.