Abstract:
Введение. В статье на основе ярлыка из персидского средневекового
трактата «Дастур ал-катиб» дается характеристика института улуг битикчи (старшего писца или главы писцов), имевшего распространение в Монгольской империи
и государствах потомков Чингис-хана, выделившихся из него впоследствии. Целью
исследования является междисциплинарный анализ исторического памятника ― ярлыка о назначении на должность улуг битикчи, включенного в состав сочинения
«Дастур ал-катиб фи та‘йин ал-маратиб» («Руководство для писца при определении
степеней»), составленного в середине XIV в. иранским чиновником Мухаммедом
б. Хиндушахом Нахчивани. Материалы и методы. Источниковую базу исследова-ния составляет в первую очередь сам исследуемый ярлык, а также другие материалы из сочинения «Дастур ал-катиб», иные средневековые источники о монгольском
Иране и других государствах Чингизидов рассматриваемого периода, в том числе
сочинения Джувейни, Рашид ад-Дина, Фасиха Хавафи и др., актовые материалы
средневековых чингизидских канцелярий. Исследование осуществлялось с помощью исторических и юридических методов: источниковедческого, дипломатического, сравнительно-исторического, формально-юридического, историко-правового,
сравнительно-правового. Результаты. В рамках настоящего исследования впервые
вводится в отечественный научный оборот ярлык о назначении на должность улуг
битикчи, входящий в средневековый персидский трактат «Дастур ал-катиб», проведен детальный анализ этого документа на основе междисциплинарного анализа,
дана характеристика правового статуса улуг битикчи (включая его права и обязанности, а также требования к кандидату на эту должность) в составе администрации
государств Чингизидов, прослежена его эволюция. Выявлены причины, по которым
данный тюрко-монгольский институт сохранился в указанных государствах даже
после принятия ислама в качестве официальной религии и выстраивания системы
управления в соответствии с мусульманскими традициями, действовавшими в Иране, Поволжье, Средней Азии еще до монгольского завоевания этих стран и регионов. Выводы. Сохранение института улуг битикчи в государствах Чингизидов после
принятия ими ислама в качестве официальной религии должно было демонстрировать, во-первых, преемственность ильханов от Монгольской империи, откуда и был
заимствован этот институт, во-вторых – стремление ильханов Ирана (равно как и их
родственников — правителей Золотой Орды и Чагатайского улуса в Средней Азии)
к компромиссу в управлении своими разнообразными подданными, среди которых
были кочевые и оседлые народы, носители тюрко-монгольских и иранских языков,
мусульмане и представители иных религий.