Abstract:
Практика организации российскими мусульманами Степного края и Западного
Туркестана публичных благотворительных форумов и их эффективность ранее в историографии
специально не исследовались. Исторический опыт воспитания навыков и традиций меценатства
среди учащейся мусульманской молодежи Российской империи актуален через призму дихотомии:
и как следование мусульманской практике, и как реальная модель социализации и выражения
этничности через деятельное светское позитивное поведение. Актуальность гуманистического
воспитания в современном глобализующемся мире не вызывает сомнений; аргументация в пользу
исследуемого направления складывается из авторитетных мнений ученых, психологов и экспертов в
области искусствоведения, социологии, культурологии, истории педагогики и этнологии. В статье
приводятся конкретные примеры меценатства из ставших раритетными письменных источников,
отражающих реалии воспитательной и образовательной практики на окраинах государства, в таких
отдаленных регионах, как Средняя Азия, Казахская степь и др. В ходе исследования рассмотрено
влияние тюркоязычной периодической печати рубежа XIX–XX вв. на самосознание читателей как
формирующего инструмента актуализации идентичности и института благотворительности во
взаимосвязи исторических, культурологических и психолого-педагогических аспектов темы. Особое
внимание уделено анализу такой сферы благотворительности, как учреждения образования. Кроме
того, рассматривается тюркоязычная пресса начала XX столетия, которая взяла на себя активную
роль в продвижении идеи благотворительности. В Российском Туркестане на обозначенный период
пришелся пик роста благотворительной деятельности среди мусульманской учащейся молодежи.