DSpace Repository

«ШУАБ-И ПАНДЖГАНА» КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ПО ГЕНЕАЛОГИЯМ ЧИНГИЗИДОВ

Show simple item record

dc.contributor.author Сабитов, Ж.М.
dc.date.accessioned 2024-09-19T06:28:39Z
dc.date.available 2024-09-19T06:28:39Z
dc.date.issued 2022
dc.identifier.citation Сабитов Ж.М. «Шуаб-и панджгана» как исторический источник по генеалогиям Чингизидов // Золотоордынское обозрение. 2022. Т. 10, № 2. С. 344–354. DOI: 10.22378/2313-6197.2022-10-2.344-354 ru
dc.identifier.issn 2308-152X
dc.identifier.other DOI: 10.22378/2313-6197.2022-10-2.344-354
dc.identifier.uri http://rep.enu.kz/handle/enu/16647
dc.description.abstract Цель исследования: проанализировать «Шуаб-и панджгана» как исторический источник по генеалогиям Чингизидов. Материалы исследования: средневековая рукопись на персидском языке «Шуаби панджгана». Автор рукописи – Фазлуллах ибн Абулхаир Али Хамадани Рашид аддин. В статье приводится авторское видение всех достоинств и недостатков перевода «Шуаб-и панджгана». Результаты и научная новизна: «Шуаб-и панджгана» является произведением Рашид ад-дина. В 2019 году оно было введено в научный оборот. Одно время данная рукопись находилась в библиотеке астраханского султана Касима (внук Ахмата). Существует две версии появления этой рукописи в Астрахани. Согласно первой версии (версия А.-З.В. Тогана), эта рукопись была подарком Мухаммада Шейбани другому астраханскому султану Касиму (племянник Ахмата). Согласно второй версии (версия Ч.И. Хамидовой), рукопись попала в Золотую орду в XIV веке во время похода Джанибек-хана на Иран. В данной статье была выдвинута третья версия, согласно которой данная рукопись попала в Астрахань из Герата в 1480-1490-ых годах. Дети золотоордынского хана Ахмата были племянниками Тимурида Хусейна Байкары и некоторое время проживали в Герате, где им могли подарить копию данной рукописи. При копировании переписчик допустил определенное количество мелких ошибок, что отчетливо видно при сравнении имен предков, родственников и потомков Чингиз-хана, а также Чингизидских эмиров с аналогичными именами из «Джами ат-таварих» и «Муизз ал-ансаб». Также отмечено, что без ввода в научный оборот критического списка «Муизз ал-ансаб» на основе всех 5 списков, невозможно проанализировать все ошибки и уникальные сведения из «Шуаб-и панджгана». ru
dc.description.sponsorship Данное исследование было профинансировано Комитетом по науке Министерства образования и науки Республики Казахстан (Грант № AP09562074). ru
dc.language.iso other ru
dc.publisher Zolotoordynskoe Obozrenie ru
dc.relation.ispartofseries Volume 10, Issue 2;Pages 344 - 354
dc.subject Рашид ад-дин ru
dc.subject Шуаб-и панджгана ru
dc.subject Джами ат-таварих ru
dc.subject Касим-султан ru
dc.subject Хусейн Байкара ru
dc.subject Мухаммед Шейбани ru
dc.subject Муизз ал-ансаб ru
dc.subject Джучиды ru
dc.title «ШУАБ-И ПАНДЖГАНА» КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ПО ГЕНЕАЛОГИЯМ ЧИНГИЗИДОВ ru
dc.title.alternative “SHU’AB-I PANJGANAH” AS A HISTORICAL SOURCE ON THE GENEALOGIES OF THE CHINGISIDS ru
dc.type Article ru


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Browse

My Account