dc.contributor.author |
Сабитов, Ж.М. |
|
dc.date.accessioned |
2024-09-19T06:28:39Z |
|
dc.date.available |
2024-09-19T06:28:39Z |
|
dc.date.issued |
2022 |
|
dc.identifier.citation |
Сабитов Ж.М. «Шуаб-и панджгана» как исторический источник по генеалогиям Чингизидов // Золотоордынское обозрение. 2022. Т. 10, № 2. С. 344–354. DOI: 10.22378/2313-6197.2022-10-2.344-354 |
ru |
dc.identifier.issn |
2308-152X |
|
dc.identifier.other |
DOI: 10.22378/2313-6197.2022-10-2.344-354 |
|
dc.identifier.uri |
http://rep.enu.kz/handle/enu/16647 |
|
dc.description.abstract |
Цель исследования: проанализировать «Шуаб-и панджгана» как исторический
источник по генеалогиям Чингизидов.
Материалы исследования: средневековая рукопись на персидском языке «Шуаби панджгана». Автор рукописи – Фазлуллах ибн Абулхаир Али Хамадани Рашид аддин. В статье приводится авторское видение всех достоинств и недостатков перевода
«Шуаб-и панджгана».
Результаты и научная новизна: «Шуаб-и панджгана» является произведением
Рашид ад-дина. В 2019 году оно было введено в научный оборот. Одно время данная
рукопись находилась в библиотеке астраханского султана Касима (внук Ахмата).
Существует две версии появления этой рукописи в Астрахани. Согласно первой версии (версия А.-З.В. Тогана), эта рукопись была подарком Мухаммада Шейбани другому астраханскому султану Касиму (племянник Ахмата). Согласно второй версии
(версия Ч.И. Хамидовой), рукопись попала в Золотую орду в XIV веке во время похода Джанибек-хана на Иран. В данной статье была выдвинута третья версия, согласно которой данная рукопись попала в Астрахань из Герата в 1480-1490-ых годах.
Дети золотоордынского хана Ахмата были племянниками Тимурида Хусейна Байкары и некоторое время проживали в Герате, где им могли подарить копию данной
рукописи. При копировании переписчик допустил определенное количество мелких
ошибок, что отчетливо видно при сравнении имен предков, родственников и потомков Чингиз-хана, а также Чингизидских эмиров с аналогичными именами из «Джами ат-таварих» и «Муизз ал-ансаб». Также отмечено, что без ввода в научный оборот критического списка «Муизз ал-ансаб» на основе всех 5 списков, невозможно проанализировать все ошибки и уникальные сведения из «Шуаб-и панджгана». |
ru |
dc.description.sponsorship |
Данное исследование было профинансировано Комитетом по науке Министерства образования и науки Республики Казахстан (Грант № AP09562074). |
ru |
dc.language.iso |
other |
ru |
dc.publisher |
Zolotoordynskoe Obozrenie |
ru |
dc.relation.ispartofseries |
Volume 10, Issue 2;Pages 344 - 354 |
|
dc.subject |
Рашид ад-дин |
ru |
dc.subject |
Шуаб-и панджгана |
ru |
dc.subject |
Джами ат-таварих |
ru |
dc.subject |
Касим-султан |
ru |
dc.subject |
Хусейн Байкара |
ru |
dc.subject |
Мухаммед Шейбани |
ru |
dc.subject |
Муизз ал-ансаб |
ru |
dc.subject |
Джучиды |
ru |
dc.title |
«ШУАБ-И ПАНДЖГАНА» КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ПО ГЕНЕАЛОГИЯМ ЧИНГИЗИДОВ |
ru |
dc.title.alternative |
“SHU’AB-I PANJGANAH” AS A HISTORICAL SOURCE ON THE GENEALOGIES OF THE CHINGISIDS |
ru |
dc.type |
Article |
ru |