Показать сокращенную информацию
dc.contributor.author | Сабитов, Ж.М. | |
dc.date.accessioned | 2024-09-19T06:28:39Z | |
dc.date.available | 2024-09-19T06:28:39Z | |
dc.date.issued | 2022 | |
dc.identifier.citation | Сабитов Ж.М. «Шуаб-и панджгана» как исторический источник по генеалогиям Чингизидов // Золотоордынское обозрение. 2022. Т. 10, № 2. С. 344–354. DOI: 10.22378/2313-6197.2022-10-2.344-354 | ru |
dc.identifier.issn | 2308-152X | |
dc.identifier.other | DOI: 10.22378/2313-6197.2022-10-2.344-354 | |
dc.identifier.uri | http://rep.enu.kz/handle/enu/16647 | |
dc.description.abstract | Цель исследования: проанализировать «Шуаб-и панджгана» как исторический источник по генеалогиям Чингизидов. Материалы исследования: средневековая рукопись на персидском языке «Шуаби панджгана». Автор рукописи – Фазлуллах ибн Абулхаир Али Хамадани Рашид аддин. В статье приводится авторское видение всех достоинств и недостатков перевода «Шуаб-и панджгана». Результаты и научная новизна: «Шуаб-и панджгана» является произведением Рашид ад-дина. В 2019 году оно было введено в научный оборот. Одно время данная рукопись находилась в библиотеке астраханского султана Касима (внук Ахмата). Существует две версии появления этой рукописи в Астрахани. Согласно первой версии (версия А.-З.В. Тогана), эта рукопись была подарком Мухаммада Шейбани другому астраханскому султану Касиму (племянник Ахмата). Согласно второй версии (версия Ч.И. Хамидовой), рукопись попала в Золотую орду в XIV веке во время похода Джанибек-хана на Иран. В данной статье была выдвинута третья версия, согласно которой данная рукопись попала в Астрахань из Герата в 1480-1490-ых годах. Дети золотоордынского хана Ахмата были племянниками Тимурида Хусейна Байкары и некоторое время проживали в Герате, где им могли подарить копию данной рукописи. При копировании переписчик допустил определенное количество мелких ошибок, что отчетливо видно при сравнении имен предков, родственников и потомков Чингиз-хана, а также Чингизидских эмиров с аналогичными именами из «Джами ат-таварих» и «Муизз ал-ансаб». Также отмечено, что без ввода в научный оборот критического списка «Муизз ал-ансаб» на основе всех 5 списков, невозможно проанализировать все ошибки и уникальные сведения из «Шуаб-и панджгана». | ru |
dc.description.sponsorship | Данное исследование было профинансировано Комитетом по науке Министерства образования и науки Республики Казахстан (Грант № AP09562074). | ru |
dc.language.iso | other | ru |
dc.publisher | Zolotoordynskoe Obozrenie | ru |
dc.relation.ispartofseries | Volume 10, Issue 2;Pages 344 - 354 | |
dc.subject | Рашид ад-дин | ru |
dc.subject | Шуаб-и панджгана | ru |
dc.subject | Джами ат-таварих | ru |
dc.subject | Касим-султан | ru |
dc.subject | Хусейн Байкара | ru |
dc.subject | Мухаммед Шейбани | ru |
dc.subject | Муизз ал-ансаб | ru |
dc.subject | Джучиды | ru |
dc.title | «ШУАБ-И ПАНДЖГАНА» КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ПО ГЕНЕАЛОГИЯМ ЧИНГИЗИДОВ | ru |
dc.title.alternative | “SHU’AB-I PANJGANAH” AS A HISTORICAL SOURCE ON THE GENEALOGIES OF THE CHINGISIDS | ru |
dc.type | Article | ru |