Аннотации:
Отсутствие такого важного навыка, как функциональная грамотность
становится серьезным препятствием для личностного роста и участия в жизни общества. В то время как, повышение уровня грамотности благотворно влияет на возможности индивидуума, его политическую активность, культурное развитие, социальную
активность и экономические возможности. Политическая активность индивидуума
в целом способствует активному продвижению образовательной политики Казахстана, ориентированной на интеграцию в мировое пространство. Существует целый ряд
исследований, проводимых международными организациями, как ОЭСР, ЮНЕСКО
и Всемирный Банк, а также на страновом уровне, которые направлены на измерения
показателя функциональной грамотности у взрослого населения. В настоящей статье
проведен анализ современной научной и методической литературы, посвященной оценке
функциональной грамотности взрослых в разрезе страновых исследований. Существующие количественные исследования очень часто рассматривают грамотность с позиции
когнитивных/мыслительных процессов. В отличие от количественных исследований,
качественные исследования опираются на культурную теорию и критическую теорию
грамотности. Важно понимать, что оба подхода к анализу данных влияют на формирование политики в отношении больших категорий населения: то, каким образом исследовательская литература определяет людей, как грамотных или неграмотных, и влияет на то, как обсуждаются траектории развития взрослого населения в политических документах.