Abstract:
Статья посвящена определению основных областей преемственности школы
и вуза. Актуальные вопросы преподавания и подготовки кадров рассмотрены на примере коммуникативных навыков и риторической компетенции, в том числе при помощи метода «мышление
литературой» и в процессе развития речевой деятельности.
Авторами обращено внимание на опыт Назарбаев интеллектуальных школ, взятый за основу реформирования среднего образования.
Описание комплексной модели технологии учебного процесса в вузе опирается на новые
подходы к обучению, выявление их преимуществ. Особое внимание уделено коммуникативно-деятельностному подходу. В качестве базовых принципов модели представлены понятия метазнания,
форм педагогики социального конструктивизма.
Предметом анализа стали новое понимание результативности обучения, взаимодействие
преподавателя и студента по S-S ‒ субъект-субъектная деятельность, пути формирования риторической компетентности студента, механизмы формирования моти-вации студентов к обучению, в том
числе эмпатия.
Авторами описаны факторы эффективности обучающей среды. Рассмотрены методы исследование практики в действии, обучение методом (управляемых) открытий, директивные (эксплицитные) методы обучения в аспекте влияния на когнитивную и поведенческую активность
обучающихся. Показана роль преподавателя как рефлексирующего специалиста. Описаны пути
проектирования когнитивных и метакогнитивных подмостков, выработка у студентов аргументативных навыков мышления.